×
Главная   »   Заметки   »   #27. КИ. Иллюзия частности. Феномен Баадера — Майнхоф. Часть 7
#27. КИ. Иллюзия частности. Феномен Баадера — Майнхоф. Часть 7

Иллюзия частности — это когнитивное искажение, заключающееся в том, что недавно усвоенная информация, появившаяся вновь, кажется часто повторяющейся.

Когнитивное искажение «иллюзия частности» относится к категории переизбытка информации и входит в группу искажений «охотнее замечаем то, что ранее запоминали, либо часто встречали».

Эта статья является седьмой заметкой по когнитивным искажениям. Английское название иллюзии частности: «frequency illusion». Другое название «Феномен Баадера — Майнхоф» (the Baader-Meinhof phenomenon).

Иллюзия частности — это когнитивное искажение, заключающееся в том, что недавно усвоенная информация, появившаяся вновь, кажется часто повторяющейся.

Название этого феномена имеет интересную историю. В 1994 году известная американская газета опубликовала рассказ одного из читателей. Он утверждал, что слышал дважды за сутки о неизвестной ему ранее «банде Баадера — Майнхоф». Далее другие читатели подтвердили нечто схожее. Через 11 лет Арнольд Цвики дал этому эффекту название «Иллюзия частности».

Иллюзия частности является составным когнитивным искажением. Вышеупомянутый Арнольд Цвики увидел в нем  «стремление человека подтверждать свою точку зрения» и «селективность внимания». Под первым когнитивным искажением, по-английски звучащим как «confirmation bias» понимается стремление человека подкреплять свою уверенность фактами, которые не расходятся с его точкой зрения. Под второй частью, увиденной А. Цвики, понимается неосознанный отбор получаемой информации, который опять же подтверждает нашу точку зрения. В целом, оба когнитивных искажения похожи. Кстати, последнее в английской литературе упоминается как «selective attention». Таким образом, возникновение феномена можно объяснить нашей предвзятостью к  получаемой информации и работой памяти.

Особенностью феномена Баадера — Майнхоф (иллюзии частности), как и множества других когнитивных искажений, является несоответствие «предполагаемого» реальным фактам.

Практическое применение феномена

Как правило, иллюзия частности применяется в маркетинге для, например, продвижения бренда. Для этого используются яркие, запоминающиеся рекламные ролики, плакаты и прочие методы склонить человека к бессознательному стремлению купить товар.

В медицине феномен Баадера — Майнхоф может принести как пользу, так и нанести вред. Врач, недавно ознакомившись с новым для него заболеванием, неосознанно или осознанно стремится тестировать больных на наличие этой болезни, если у них есть схожие симптомы. Это одна сторона медали. С другой стороны, есть риск целенаправленного диагностирования этой болезнь, игнорируя альтернативные варианты.

Заключение

Как показывает практика, мы склонны не обращать внимания на иллюзию частности, несмотря на ее вездесущность. Надеюсь после прочтения этой заметки, вы будете рациональнее оценивать получаемую информацию.

1389 просмотров
31.07.2020
Моисей Сутулин