#29. Слабая мотивация: про медленное и быстрое мышления
Под быстрым мышлением Даниэль Канеман понимает такое, которое работает практически без усилий, срабатывает автоматически и отвечает за решение простых задач. Медленное мышление способно решать сложные задачи и меньше подвержено ошибкам [1]. В своей книге Дэвид Майерс также кратко об этом упоминает другими словами: многие рутинные когнитивные процессы протекают автоматически, интуитивно и неосознанно. Наше сознание функционирует как большая корпорация, в которой генеральный директор (медленное мышление) занимается самыми важными делами, а все рутинные обязанности распределяет подчиненным (быстрое мышление). Подобное распределение ресурсов позволяет нам быстро и эффективно реагировать на многие ситуации [2].
Есть так называемая интуитивная эвристика, которая проявляется при столкновении со сложным вопросом: мы отвечаем на более простой вопрос, а не на заданный и при этом не замечаем подмены. Под эвристикой понимают какой-то мысленный прием, облегчающий и упрощающий решение, но могущий привести к ошибкам. Например, бейсбольный мяч и бита вместе стоят 1 доллар и 10 центов. При этом бита стоит на 1 доллар дороже мяча. Сколько стоит мяч?
Если не думать и сразу дать ответ, вероятно он будет: «десять». Отличный пример для демонстрации работы быстрого мышления. Итак, что если мяч стоит 10 центов, то какая общая сумма получится? 1 доллар и 20 центов! Если подумать и тем самым включить медленное мышление, получится правильный ответ: «5 центов».
Если нам сходу не приходит в голову ни рационально обоснованный ответ, ни эвристическая догадка, то у нас включается медленное мышление.
Или вот, например, силлогизм: «Все розы – цветы. Некоторые цветы быстро вянут. Следовательно, некоторые розы быстро вянут». Подавляющие большинство людей скажет об истинности этого утверждения. Но ведь среди быстро увядающих цветов может не быть роз. Получается этот силлогизм ложен. В своей книге Мортимер Адлер в пример приводит работу Хатчинса «Высшее образование в Америке», а именно, рецензии на эту работу. Они утверждали, что Роберт М. Хатчинс, будучи философом-просветителем и президентом Чикагского университета, называя грамотность необходимой составляющей гуманитарного и общего образования, нейтрализует тем самым значение всего остального. Утверждение, что грамотность важна в первую очередь, еще не говорит о ненужности всего остального [3]. Похоже на пример с розами? Только вот он менее явный.
И еще пример. Шейн Фредерик придумал вопрос: «Сколько убийств каждый год совершается в штате Мичиган?». Разумеется, он был адресован людям, живущим в США и знающим о высокой преступности в городе Детройт. Мичиган – штат, имеющий в своем составе крупный город Детройт. Здесь не имело значение точности названного количества, а была важна величина названного числа, относительно формулировки вопроса. Когда людей спрашивали про количество убийств в городе Детройт, они называли в среднем большее число. Это даже при том, что Мичиган – штат, а Детройт – город.
Вспомнит ли человек о территориальном составе штата Мичиган зависит от многих факторов, в частности от автоматической функции памяти. Здесь можно поговорить об эвристике доступности.
Эвристика доступности – это стремление опираться на легкость перебора сведений в памяти. Она помогает объяснить, почему некоторые вопросы в глазах общественности находятся на первом плане, а другие находятся в тени. Важность проблем часто оценивается по легкости их вспоминания, а это напрямую связано с тем, как часто и подробно освещается данная информация в СМИ.
Эти примеры имеют общее: неправильный ответ был дан из-за слабой мотивации или из-за недостаточных усилий отвечающего человека [1].
Источники
- Даниэль Канеман. Думай медленно… Решай быстро (2011 г.)
- Дэвид Майерс. Социальная психология (перв. публ. 1983 г.)
- Мортимер Адлер. Как читать книги (перв. публ. 1940 г.)