Блог sutulin.ru в основном состоит из заметок, посвященных различным известным трудам и людям, которые внесли огромный вклад в психологию и смежные с ней дисциплины. Так же здесь есть некоторые мои мысли.

«Засучите рукава, упорно работайте и знайте, что ваши усилия в конечном итоге окупятся, если вы будете учиться и расти.»

Блогер

Стив Павлина

1971 г. - н.в.

Главная » Заметки » #25. КИ. Забывание без подсказок. Часть 6
#25. КИ. Забывание без подсказок. Часть 6

Когнитивное искажение «забывание без подсказок» относится к категории переизбытка информации и входит в группу искажений «охотнее замечаем то, что ранее запоминали, либо часто встречали».

Эта статья является шестой заметкой по когнитивным искажениям. Английское название забывания без подсказок: «Cue-dependent forgetting». Кстати, тема перекликается с эффектом контекста.

Забывание без подсказок (другие названия: забывание, зависящее от метки и ошибка поиска) — это неспособность получить информацию из памяти без подсказок. То есть эта заметка приоткроет занавес работы памяти человека. Компьютер выполняет поиск информации по ключевым словам, в свою очередь наша память работает совершенно по-другому. Данные в нашей голове находятся не по «ключевым словам», а посредством ассоциаций с другими воспоминаниями. Я понимаю, для кого это может оказаться странным, поэтому чтобы развеять ваши сомнения, дальше будут приведены исследования и эксперименты в данном направлении.

Исследования

Первые исследования начались в 30-х годах двадцатого века. Дж. Пессин опубликовал исследование «Влияние сходных и разнородных условий на обучение и повторное обучение» [1]. В нем автор выяснил, как изменения в контексте влияют на запоминание человеком несвязанных слогов.

В 1966 году Талвинг и Эндель провели эксперимент [2], который показал, что люди запоминают лучше группу слов, если они находятся в одной категории. Такие сигналы-подсказки являются семантическими. Семантика — это смысл, значение.

Помимо семантических, есть  контекстно-зависимые сигналы, ключевыми признаками которых являются эмоции. К ним ещё можно отнести алкогольное и наркотическое опьянения. В 1969 году Дональд Гудвин, Барбара Пауэлл и другие провели исследование [3], в котором выполняли задания мужчины в трезвом  состоянии и под воздействием алкоголя. В заданиях, связанных с памятью, испытуемые лучше вспоминали информацию в опьяненном состоянии, а не в трезвом (при условии, что обе группы запоминали информацию в опьяненном состоянии). Похожий эксперимент в 1975 году провели Годден и Бадделей «Контекстно-зависимая память в двух природных средах: на суше и под водой» [4]. В нем дайверы изучали списки несвязных слов в разных средах: под водой и на суше. Одна группа подводников изучила слова на суше, другая под водой. В результате под водой больше слов вспомнили те, кто их там учил. Вторая группа аналогично, вспомнили больше на суше.

Из двух последних исследований можно сделать вывод, что извлечение информации из памяти может быть облегченно. Этому способствует погода, окружающая среда, запах, музыка и многое другое, что может выступать в качестве подсказки.

В 2001 году Смит и Вела провели исследование «Экологическая контекстно-зависимая память: обзор и мета-анализ» [5]. Оно подтверждает все предыдущие теории. В нем же было установлено, что восстановление контекста может быть не только путем физического возвращения в среду запоминания (кодирования), но и путем мысленной визуализации этой среды.

Анатомия

Ряд исследований показал, что на контекстно-зависимую память влияет префронтальная кора и гиппокамп (часть лимбической системы мозга, участвует в формировании эмоций и преобразовании кратковременной в долговременную память). В 1998 году Вагнер, Десмонд и другие опубликовали исследование [6]. Было замечено, что в правых префронтальных областях возникает активность при поиске (вспоминании) информации. Во втором эксперименте этого же исследования проверили, как влияет контекст на память. Как оказалось, активность поиска информации изменяется.

Заключение

В качестве заключения приведу слова Энделя Талвинга, канадского когнитивного нейробиолога: «Забывание без подсказок: когда мы забываем что-то, что мы когда-то знали, это не обязательно означает, что след памяти был потерян; он может быть только недоступен».

Источники

  1. Pessin, J. The effect of similar and dissimilar conditions upon learning and relearning.
  2. Endel Tulving, Zena Pearlstone. Availability versus accessibility of information in memory for words
  3. Donald W. Goodwin, Barbara Powell, David Bremer, Haskel Hoine, John Stern. Alcohol and Recall: State-Dependent Effects in Man
  4. R. Godden,  A. D. Baddeley. Context‐dependent memory in two natural environments: on land and underwater
  5. S M Smith, E Vela. Environmental Context-Dependent Memory: A Review and Meta-Analysis
  6. A D Wagner, J E Desmond, G H Glover, J D Gabrieli. Prefrontal cortex and recognition memory. Functional-MRI evidence for context-dependent retrieval processes.
Заметки. Просмотров: 123
08.03.2020
Моисей Сутулин
Написать комментарий
Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>