×
Главная   »   Заметки   »   #31. Виды уверенности и немного про компетентность
#31. Виды уверенности и немного про компетентность

В этой статье выясним на какие два вида делится уверенность, познакомимся с несколькими экспериментами по этой теме и поговорим про компетентность.

Одно и тоже слово «уверенность» мы употребляем в разных смыслах и не задумываемся об этом. В одном случае, подразумевается эпистемическая уверенность, то есть насколько вы уверены в том, что правда, а что нет. В другом, социальная уверенность – уверенность в себе [1].

Исследователи провели эксперимент для сравнения типов уверенности и пришли к выводу, что наблюдатели оценивают компетентность студентов исключительно в соответствии с выражаемой социальной уверенностью [1]. То есть заявления студентов в их уверенности в своем ответе, наблюдатели практически не учитывали для определения компетентности студента в данном вопросе. К тому же, чрезмерная эпистемическая уверенность должна вызывать опасение, по мнению Дэвида Майерса, самоуверенность не всегда соответствует компетентности [2].

Неуверенность тоже бывает двух типов. Чтобы объяснить свою неуверенность в прогнозе и выглядеть компетентным, следует давать информативные приблизительные оценки и объяснение, на основе каких данных они получены. Люди не любят неопределенных ответов, как минимум по причине непонимания, что делать с этой информацией. Предоставьте план действий или рекомендаций после неопределенного ответа, так вы будете выглядеть компетентным.

Упражнение на определение уверенности от Джулии Галеф. Когда она сомневается, то мысленно заключает пари и предлагает другому (третьей стороне) разрешить спор. В случае победы она получает «выигрыш», иначе «теряет» значительную сумму денег. Ваши колебания или отсутствие таковых в заключении такого пари – индикатор степени вашей уверенности [1].

Чтобы выглядеть компетентно, необязательна стопроцентная уверенность, достаточно уверенно держаться: жесты, голос и другие аспекты социальной уверенности. Так же, выражение неуверенности не будет говорит о вашей некомпетентности, если правильно подать эту информацию. Подкрепляйте неопределенный ответ информативными приблизительными оценками и предоставляйте план или рекомендации по решению данной проблемы.

В продолжении темы «действительно «быть» кем-то или «показывать», что ты таким являешься», давайте взглянем на интересный эксперимент, описанный в книге «Социальная психология» Дэвида Майерса: девушку проинструктировали вести себя в аудитории холодно или дружелюбно с другими участниками эксперимента. Одной половине сообщили об этом инструктаже, другой половине – нет. Как знание о «симуляции» поведения участницы повлияло на обе группы испытуемых? Никак. Если она держалась приветливой, то и считали ее дружелюбной, если держалась отчужденной – не проявляли к ней симпатии [2]. Это можно экстраполировать на уверенность, вышеупомянутую компетентность и так далее.

На нашу социальную уверенность влияет множество факторов, например, как воспринимают нас другие люди (разумеется, по нашему мнению) [2]. Кеннет Савицкий в 2001 году провел исследование «Do others judge us as harshly as we think? Overestimating the impact of our failures, shortcomings, and mishaps (пер. Действительно ли другие судят нас так сурово, как мы думаем? Переоцениваем влияние наших неудач, недочетов и злоключений)», с которым вы можете ознакомиться по ссылке. Вкратце, было проведено четыре эксперимента, подтверждающие преувеличение нами влияния на имидж публичных промахов и оплошностей. Еще ранее, в 1999 году, Жаком Д. Форауэром и Майклом Россом в исследовании «Self-awareness and feeling transparent: Failing to suppress one’s self» изучалась взаимосвязь между самосознанием и состоянием «открытости» в определенных социальных ситуациях (transparency), т.е. оценивалась убежденность индивидов относительно степени, в которой их личные качества могут быть точно определены по их поведению. В результате эксперимента исследователи установили прямую связь стеснительности (transparency) и ощущения себя у всех на виду.

Продолжая тему нашей убежденности в том, что всем есть до нас дело, предлагаю обдумать слова социолога Джорджа Герберта Мида, который уточнил концепцию Кули и заключил: для наших Я-концепций важно не то, что другие люди на самом деле думают про нас, а наше собственное представление об их мнении [2].

Наша социальная уверенность, да и эпистемическая, также формируется в результате сравнения. Многие выпускники школы, закончив ее в числе лучших и уверенностью в своих академических способностях, поступив в престижный вуз начинают чувствовать угрозу самоуважению, которое неразрывно связано с социальной уверенностью.

В этой статье мы разделили «уверенность» на два вида, которые часто путают между собой и поговорили о том, как выглядеть более компетентным в каком-либо вопросе.

Источники

  1. Джулия Галеф. Мышление разведчика (2021 г.)
  2. Дэвид Майерс. Социальная психология (перв. публ. 1983 г.)
260 просмотров
08.03.2023
Моисей Сутулин