Блог sutulin.ru в основном состоит из заметок, посвященных различным известным трудам и людям, которые внесли огромный вклад в психологию и смежные с ней дисциплины. Так же здесь есть некоторые мои мысли.

«Сначала скажи себе, каким ты хочешь стать, а потом делай, что должен.»

Философ

Эпиктет

50 - 135 гг.

Главная » Заметки » #26. Психология критического мышления. Часть 1
#26. Психология критического мышления. Часть 1

Критическое мышление позволяет нам быть более объективными и беспристрастными. Умение делать обоснованные выводы и аргументировать свою точку зрения, является незаменимым навыком современного человека. К тому же, благодаря Интернету мы имеем доступ к большому объему информации. В ней нам необходимо уметь находить интересующие нас сведения, проверять их и применять в жизни. Критически мыслить — значит не быть обманутым. Критически мыслить — уметь ставить под сомнение то, в чем все уверены. Это первая заметка, составленная на основе трудов Дайаны Халперн, американского психолога и бывшего президента Американской психологической ассоциации (APA).

В сфере образования насущной проблемой является неумение студентов мыслить. Воспитание в современном человеке навыка критически мыслить должно стать первоочередной задачей. Так как информации с каждым годом становится все больше, технологии развиваются стремительно, то и мы должны уметь проворно находить нужную информацию, осмыслять ее и применять.

Давайте разграничим понятия знания и информация. Информация поступает извне, из внешнего мира. Она не совпадает со знанием, которое мы получаем благодаря ей. Пропустив через себя информацию, мы соотносим ее с опытом и предыдущими знаниями и тем самым получаем новые. Итак, знание — это осмысленная нами информация.

Наличие знаний не всегда дает нам критически мыслить. По этому поводу Д. Халперн приводит интересную загадку: «Отец и сын ехали на машине и попали в аварию Отец погиб на месте происшествия Сына доставили в ближайшую больницу. Все было готово к операции, но реакция хирурга при виде ребенка была неожиданной. «Я не могу его оперировать — это мой сын»». Как бы вы это объяснили? Прежде чем читать дальше, попробуйте отгадать загадку. Все мы знаем кто такой хирург и многие считают, что это обязательно должен быть мужчина. Как вы уже догадались, правильный ответ на загадку таков: хирургом была мать мальчика. Считаю, что эта задача хорошо показывает актуальность умения критически мыслить.

Умение критически мыслить и аргументировать свою точку зрения  имеют тесную связь. Дайана Халперн  часто подчеркивает необходимость знать термины и определения. Например, в процессе обсуждения проблемного вопроса, специалисты манипулируют специальной терминологией, понятной в основном только им. В тоже время, если человек использует термины для объяснения простых явлений, то здесь необходимо задуматься.

Мышление

Для улучшения процесса мышления хорошо помогает проговаривание процесса решения какой-либо задачи. Один из преподавателей математики заметил, что когда учитель решает задачу вместе с учениками и проговаривает ход решения вслух, то усваиваемость материала лучше. Вербализация мыслей также развивает навыки общения.

Средства массовой информации показывает критически мыслящего человека как бесчувственную и расчетливую личность. Разумеется, для СМИ выгодно, когда общество не умеет критически мыслить и слепо верит им. Критически мыслящий человек это, наоборот, как правило, более эмоциональный человек. Для более объективной оценки ситуации, необходимо встать на место другого человека. Чтобы это сделать, необходимо иметь большой уровень эмпатии. Кроме того, у критически мыслящего человека, чувства и мышление неразрывно связаны.

Интеллект

Теперь поговорим об интеллекте. Высокий интеллект — это не широкий кругозор, а способность быстро усваивать новые концепции. Нет необходимости что-то заучивать, если можно это рассказать своими словами. Благодаря пониманию, полученная информация в виде знаний сохранится в вашей памяти на более долгий срок, чем в случае бездумной зубрежки.

Согласно Стернбергу, существует три компонента интеллекта. Первый: для планирования, оценки и наблюдения за тем, как мы думаем. Второй: для усвоения, обработки и хранения знаний. Третий: для применения навыков. По его же словам, все эти компоненты можно развить. На основе этого дадим другое определение критического мышления — это совокупность трех слагаемых: установка (цель или направление), оценка (имеющихся знаний) и навыки. Нельзя начать критически думать, просто что-то читая. Необходимо иметь установку на критическое мышление. Чтобы начать критически думать, следует захотеть этого.

Качества человека с критическим мышлением

Как и всем, людям с критическим мышлением присущи определенные качества. Рассмотрим их:

  1. Готовность к планированию;
  2. Гибкость;
  3. Настойчивость;
  4. Готовность исправлять свои ошибки;
  5. Осознание;
  6. Поиск компромиссных решений.

Первое качество говорит само за себя. Под вторым понимается, к примеру, умение быстро переучиваться или учиться чему-то новому. Третье и четвертое тоже говорят сами за себя. Под осознанием понимается наблюдение за собственными действиями. Умение находить компромиссные решения является не менее важным качеством человека с критическим мышлением.

Как упорядочить процесс мышления

Критическое мышление, как мы определили ранее, включает в себя определенные навыки и методы. Чтобы увеличить вероятность достижения желаемого результата, необходимо просто ответить на четыре вопроса.

  1. Какова цель?
  2. Что известно на данный момент?
  3. Какие навыки помогут достичь цели?
  4. Достигнута ли цель?

Заключение

Чтобы напомнить о важности развития критического мышления, приведу задачу Д. Халперн: «Работая в одиночку, Стейси может подстричь газон за 2 часа, тогда как у ее сестры Кэрол уходит на это 4 часа. Сколько времени понадобится им на стрижку газона, если они будут работать вместе?». Многие респонденты, не задумываясь, складывают два числа и делят на два, т.е. находят среднее арифметическое. Получается, что вместе сестры выполнят работу за 3 часа, при условии, что одна Стейси выполнит работу за 2 часа. По мнению исследователя, такая ошибка связана с тем, что студентов учат механически применять формулы. Необходимо не торопиться, прикинуть в каких пределах должен быть ответ и уже после осуществлять вычисления. Если бы респонденты посмотрели на задачу критически, то заметили нарушение здравой логики после вычислений.

Критическое мышление можно и нужно развивать. Это может сделать каждый. Все что для этого нужно: время и желание.

Заметки. Просмотров: 173
15.03.2020
Моисей Сутулин
Написать комментарий
Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>