Когнитивные искажения (cognitive bias) – это систематический шаблон отклонения от нормы или рациональности в суждении. Проще говоря, у всех людей своя субъективная точка зрения, которая зависит от того, как мы воспринимаем поступающею нам в мозг информацию. Когнитивные искажения приводят к переиначиванию восприятия и неверным суждениям. Помимо недостатков, есть и достоинства. Когнитивные искажения позволяют принимать решения более быстро, хоть и менее «разумно».
Всем нам свойственно ошибаться. Никто не может быть объективным. Поэтому необходимо помнить о различных ловушках мышления, которые могут привести к ошибочным и даже критичным действиям.
Знакомства с этими эффектами и феноменами необходимы не только менеджерам, маркетологам, бизнесменам, но и тем, кто хочет смотреть на вещи более рационально.
Далее, разбитый на группы, список когнитивных искажений:
Когда много информации
Охотнее замечаем то, что ранее запоминали, либо часто встречали.
- Заметка 18. КИ. Эвристика доступности. Часть 1
- Заметка 19. КИ. Систематическая ошибка внимания. Часть 2
- Заметка 20. КИ. Эффект иллюзии правды. Часть 3
- Заметка 22. КИ. Эффект знакомства с объектом. Часть 4
- Заметка 24. КИ. Эффект контекста. Часть 5
- Заметка 25. КИ. Забывание без подсказок. Часть 6
- Заметка 27. КИ. Иллюзия частности. Феномен Баадера — Майнхоф. Часть 7