«Эффект иллюзии правды» относится к категории переизбытка информации и входит в группу искажений «охотнее замечаем то, что ранее запоминали».
Кратко– Эффект иллюзии правды - когнитивное искажение, при котором люди склонны верить в достоверность информации после ее многократного повторения.
– Повторение новой информации заставляет нас все больше верить в ее истинность.
– Эффект иллюзии правды широко применяется в рекламе, избирательных кампаниях и пропаганде.
– Первые исследования эффекта иллюзии правды были проведены в 1977 году в университетах Вилланова и Темпл.
– В 1989 году был проведен эксперимент, подтверждающий эффективность повторения.
– Другие исследования эффекта иллюзии правды также подтвердили его эффективность.
– Примеры эффекта иллюзии правды включают использование его в избирательной кампании и рекламе.
Исследования
Когнитивное искажение «эффект иллюзии правды» относится к категории переизбытка информации и входит в группу искажений «охотнее замечаем то, что ранее запоминали, либо часто встречали».
Эта статья является третьей заметкой по когнитивным искажениям. Английское название этого эффекта: «Illusory truth effect», что означает эффект иллюзорной правды. Другие названия: эффект достоверности, эффект правдивости и эффект повторения. Эффект иллюзии правды – это склонность верить в достоверность информации, после ее многократного повторения.
Когда люди оценивают истинность события, они опираются на то, знакома ли им эта информация. Мы склоны сравнивать новую информацию с тем, что уже хорошо знаем. Повторение новой информации заставляет нас с каждым разом все больше верить истинности сведений.
Эмили Дрейфусс, в статье «Хотите, чтобы ложь казалась правдой? Скажите это снова. И снова. И снова» написала, что осведомленность может одолеть рациональность, и что повторяющиеся слухи об ошибочности факта, могут повлиять на убеждения слушателя.
Итак, эффект иллюзии правды широко применяется в рекламе, избирательных кампаниях и, конечно, в пропаганде.
История возникновения эффекта иллюзии правды
Первые исследования были проведены в университетах Вилланова и Темпл (находятся в США, Пенсильвания) в 1977 году. В этом эксперименте попросили участников оценить ряд простых утверждений на истинность.
Скандально известный Алекс Джонс в одном из интервью (Alex Jones and the illusory truth effect, explained; one simple trick for making bullshit seem real: repetition) объясняет, что повторение способно любую незначительную или лживую информацию превратить в правду.
Вернемся к 1977 году, где Линн Хашер, Дэвид Гольдштейн и Томас Топпино (Периодичность и степень ссылочной значимости) показывали одной и той же группе студентов списки из правдоподобных утверждений, некоторые из которых были ложные, а некоторые истинные.
Второй раз они показали этот же список через две недели, а третий – еще через две недели. В анкетах, 20 пунктов были одинаковые во всех трех случаях, а остальные 40 пунктов отличались в каждом списке.
Анкетируемым было предложено оценить правдивость каждого пункта по семибалльной шкале. Результат был следующим: с каждым новым показом списка, средний «балл правдивости» увеличивался. Увеличения этого балла наглядно доказывает эффективность повторения.
Вышеприведенный эксперимент был проведен в 1989 году (Общность отношения между знакомством и оценочной достоверностью) и упоминался в этом документе: Создание истории. Ложные воспоминания о фейковых новостях. Спустя 12 лет, результат остался прежним.
Другие исследования эффекта иллюзии правды
Похожее исследование (Диссоциация процессов в вере. Воспоминание об источнике, знакомое утверждение и иллюзия правды) было проведено в 1992 году Ианом Мейнардом Беггом, Энн Анас и Сюзанной Фариначчи, которое подтвердило эксперименты 1972 и 1989 годов. Практически такие же эксперименты ставились в 2012 и 2014 годах.
Примеры эффекта иллюзии правды
Несмотря на вроде бы недавнее открытие эффекта, его начали применять уже давно. В статье «Эффект повторения при предвзятом взгляде задним числом» приведен пример использования эффекта иллюзорной правды: римский деятель Катон завершал все свои выступления призывом к уничтожению Карфагена, по всей видимости, зная, что повторение породит соглашение.
А как сейчас используют этот эффект? Любая избирательная кампания им пользуется. Реклама тоже не отстает. В ней этот эффект усиливается эвристикой доступности.