×
Главная   »   Заметки   »   #18. КИ. Эвристика доступности. Часть 1
#18. КИ. Эвристика доступности. Часть 1

«Эвристика доступности» относится к переизбытку информации и входит в группу искажений «охотнее замечаем то, что ранее запоминали, либо часто встречали».

Когнитивное искажение «эвристика доступности» относится к категории переизбытка информации и входит в группу искажений «охотнее замечаем то, что ранее запоминали, либо часто встречали».

Эта статья открывает цикл заметок по когнитивным искажениям. Под этим понятием понимаются ошибки в мышлении или шаблоны, которые так хорошо прижились у нас из-за необходимости повышения эффективности и скорости принятия решений.

Эвристикой называют совокупность способов для открытия чего-то нового. В данном контексте будем называть процесс, когда человек оценивает вероятность события по легкости или по тому, что в голову взбредет. То есть в силу своей субъективности, мы, когда что-либо оцениваем, то руководствуемся небольшим количеством примеров из жизни.

Первым кто открыл глаза на то, что люди не абсолютно рациональны, был Герберт Саймон и сделал он это в 1957 году. Уже через каких-то десять лет, Чапман подтвердил необъективность человека во взгляде на связь двух событий, назвав этот феномен «иллюзорная корреляция».

Суть данной теории в следующем: легкость воспоминания. Мы вспоминаем быстрее и с большим желанием то, что проще и чаще используем. Это и ведет к необъективности.

Факторы, приводящие к необъективности

Эти факторы выделили Амос Тверски и Даниел Канеман (еврейские ученые).

  1. Необъективность, связанная с нахождением примеров. Был поставлен интересный эксперимент. Было предложено выслушать список фамилий знаменитостей обоих полов, и сказать, людей какого пола было больше (вероятно список состоял из равного количества людей разного пола). Списков было много, и испытуемых тоже немало было. Отличие было следующим: в каких-то списках больше известных фамилий мужского пола, а в каких-то списках женского. Естественно называли тот пол, известных фамилий которого было больше.
  2. Необъективность, связанная с эффективностью поиска. Следующий эксперимент был выполнен на английском языке, но думаю, если использовать русский алфавит, то результат не изменится. Было предложено испытуемому сказать, сколько слов больше, которые начинаются с буквы «а» или, у которых эта буква является третьей. [Для понимания сути эксперимента, не стоит привязываться к конкретной букве]. Так как легче вспомнить слова, которые начинаются с буквы «а», чем тем, у которых эта буква является третьей. Следовательно, испытуемый говорил, что первых больше (даже если данная буква встречается на третьем месте чаще, чем на первом).
  3. Необъективность, связанная с умением воображать. Умение воображать часто помогает нам по жизни. Например, планируя новый проект, вы сможете придумать множество проблем, с которыми столкнетесь, но то, что вы легко их придумали, не означает их реального появления. Проблемы, которые на самом деле возникнут, возможно, вы и не сможете вообразить или это будет сделать очень сложно.
  4. Необъективность, связанная с, ранее рассмотренной, иллюзорной корреляции. Возьмем пример из книги «Judgment under Uncertainty: Heuristics and Biases» или русское название «Суждение в условиях неопределенности: эвристика и предубеждения»: группе испытуемых дали познакомиться с анкетами нескольких возможно психически больных. Данные состояли из заключения каждого больного и рисунка человека, сделанного им. Заключения и картинки были показаны апробируемым, и далее они должны были сделать оценку, как часто каждое заключение сопровождается разнообразными особенностями рисунка. Тестируемые сильно переоценили частоту совпадения непринуждённых ассоциаций. Когда ассоциация насыщена, можно сделать вывод, что события имеют связь между собой.

Как применяется эвристика доступности

Эвристика доступности широко применяется в маркетинге. Стоит только задуматься, зачем многие известные производители, неважно чего, пичкают и пичкают нас рекламой, ведь мы же и так осведомлены их продукцией. Все просто. Так мы лучше запомним их продукт, а, следовательно, когда решим что-то купить, то возможные варианты быстро вспомнятся.

СМИ тоже не отстает в помощи людям заблуждаться. Тиражируя авиакатастрофы, средства массовой информации создают иллюзию того, что каждый второй (утрирую, конечно) гибнет вследствие падения самолета. К слову, погибнуть, просто упав с лестницы у вас больше шансов, чем в авиакатастрофе (так говорит статистика).

Завершив свой мыслительный процесс, вспомните о существовании когнитивных искажений. Возможно, это поможет принять более объективное решение.

1447 просмотров
10.01.2019
Моисей Сутулин